Знакомство с серией про капитана Цубасу у меня произошло еще в детстве на восьмибитном клоне Famicom. Попавшая ко мне в руки игра была доступна в нескольких версиях под разными названиями, в том числе Tecmo Cup Soccer Game, где вместо Цубасы и его друзей были другие европеизированные персонажи. Сама разработка представляла собой тактическую RPG про футбол, что тогда представлялось чем-то необычным и крутым. Хотя и сейчас творение Tecmo кажется уникальным и увлекательным, несмотря на солидный возраст.
Анонс Captain Tsubasa: Rise of New Champions я воспринял с оптимизмом, ведь в моей памяти сразу возникла та самая футбольная RPG. На этот раз за производство отвечает студия Tamsoft под присмотром Bandai Namco, которая решила, что вместо тактической ролевой игры нужно сделать зрелищный аркадный футбол. Что из этого получилось, давайте разбираться.
Геймплей здесь устроен достаточно просто и примитивно. Так как манга про капитана Цубасу не придерживается никаких рамок реализма, разработчики постарались сделать процесс максимально зрелищным, чтобы фанаты манги, не играющие в спортивные игры, смогли быстро освоиться. Местами действие может напомнить “Убойный футбол”, создатели которого тоже вольно обходились с ньютоновской физикой.
Большая часть механик строится на нажатии той или иной кнопки в определенный тайминг. Например, ваш нападающий встречается с защитником соперника и, чтобы обвести его, нужно нажать кнопку рывка. Если всё выполнить вовремя, то ваш игрок сделает финт и обойдет соперника, а если нет, то у защитника будет шанс забрать мяч, что также осуществляется нажатием одной кнопки. В некоторые моменты камера может на секунду сменить ракурс и показать то или иное действие крупным планом. Поначалу процесс кажется интересным, но однотипные задачи надоедают уже через пару матчей, а когда выясняется, что в игре нет каких-то других более интересных механик, то наступает разочарование.
Но несмотря на однообразие, Captain Tsubasa: Rise of New Champions старается быть зрелищной. У каждого игрока есть свои уникальные движения, и когда они активируются, виртуальный оператор берет крупный план и показывает их выполнение с красочными спецэффектами. Некоторые игроки, заряженные суперэнергией, бьют по мячу так, что светящаяся сфера сбивает всё на своем пути. От особо мощных ударов на газоне остаются следы, повторяющие траекторию полета мяча. Однако и тут очарование быстро проходит. Все это великолепие повторяется несколько раз за матч и очень быстро превращается в обыденность, а за время прохождения сюжетной кампании и вовсе надоедает.
Смущает и то, что общий вид матчей напоминает футбол 50-х годов, когда все двигаются строго по позиции, а поединки сводятся к дуэльным противостояниям отдельных пересекающихся футболистов. Здесь нет ни особой тактической составляющей, ни продуманной системы финтов или каких-то других интересных геймплейных решений. Все, что нужно – это контролировать полоску выносливости, бежать вперед и иногда отдавать пас, а потом, доведя мяч до нападающего, бить по воротам, долго удерживая кнопку удара. Если рядом есть защитники, которые способны помешать, то их можно обвести нажатием одной кнопки. Дальше, если все сделано правильно, начнется заставка, в которой вратарь либо эффектно отобьет мяч, либо пропустит его. В случаях, когда удар особенно мощный, а у голкипера уже нет сил, то он может залететь в ворота вместе с мячом.
Оборонительные механики столь же просты. Чтобы отобрать мяч, нужно вовремя нажать на кнопку – и не важно, с какой стороны находится защитник. Будь это даже подкат сзади, всё равно нарушения правил не будет. И даже когда один футболист жестким ударом плеча въезжает в корпус другого, после чего оппонент отлетает на пять или даже десять метров, нарушение не фиксируются. В итоге получаются очень курьезные и нелепые по футбольным меркам моменты. Например, лучше не пытаться опередить соперника на подборе. Когда он завладеет мячом, то сразу после этого его можно вырубить и отобрать заветную сферу в свое распоряжение. Конечно, манга Captain Tsubasa не претендует на реализм, но разработчикам стоило бы как-то иначе реализовать подобные моменты, в особенности саму анимацию отбора мяча.
Есть ещё одна странность – пропорции игрового поля по отношению к футболистам. Иногда пространства кажутся огромными. Нередко случаются ситуации, когда игрок с мячом бежит несколько секунд и рядом никого нет. Возможно, так кажется из-за того, что футболисты играют строго по позициям и в некоторых ситуациях на поле образуются пустоты, которые создают такой странный эффект. Подобные моменты также не добавляют зрелищности и увлекательности.
В целом Captain Tsubasa: Rise of New Champions очень не хватает разнообразия и глубины игрового процесса. Хотя в некоторых сюжетно-важных матчах разработчики постарались продемонстрировать уникальные моменты, но на деле это опять же сводится к коротким заскриптованным сценам. Некоторые из них призваны показать эпичность местного футбола, но кажутся очень странными. Например, эпизод, когда соперник пафосно забегает на каркас ворот, а его напарник собирается бить в ту сторону. В этот момент нам показывают вратаря, который почему-то испытывает ужас и страх, а спасает ситуацию рядом стоящий защитник, который ударом по штанге сбивает соперника, чем разрушает его хитрый план. Я так и не понял, в чем заключалась опасность этого момента. Возможно, это какая-то отсылка к манге или аниме, которая будет понятна фанатам.
Что касается сюжета, то он достаточно простой и типичный для большинства спортивных историй про школьников. Первая глава посвящена Цубасе, который готовится к юношескому чемпионату мира и выступает за свою команду на местном первенстве. Большинство сцен и сюжетных ходов призваны раскрыть партнеров по команде, а также главных соперников Цубасы из других клубов. Чуть позже все эти игроки будут также партнерами по сборной Японии, поэтому посмотреть на их навыки в первой главе весьма полезно. Вторая глава посвящена новому герою, которого игрок должен создать сам. Редактор весьма простой, но в целом позволяет выбирать форму головы, отрегулировать отдельные черты лица, а также прическу и некоторые другие параметры, вроде буц или аксессуаров.
Когда начинается международный турнир сборных, в различных командах присутствуют талантливые игроки с именами, отсылающими к реальным легендам прошлого. Например, главная звезда местной сборной Германии – Карл Хайнц Шнайдер, который всем своим видом напоминает звезду Баварии и ныне её руководителя Карла Хайнца Румменигге. Все значимые персонажи постоянно переговариваются между собой, и происходит это не только во время матча, но и за его пределами, на тренировках и даже каких-то личных встречах. В некоторых случаях игроку даже дадут выбрать реплику, но в целом это влияет лишь на делали, а сама история остается простой и прямой.
Созданный вами футболист поначалу почти ничего не умеет, но за счет дружбы с теми или иными игроками он может получить новые умения. Список профессионалов, у которых можно чему-то научиться, разделяется на группы, которые время от времени перетасовываются между собой. Также перед матчем стоит обратить внимание на дополнительные цели, выполняя которые ваш футболист получит больше очков для прокачки умений таких типов, как техника, сила, скорость, нападение и защита. От этих параметров также зависит сила суперприемов, вроде “Обводки сокола” или “Удара тигра”.
С технологической точки зрения игра также не радует. Стилистика из оригинальной манги хоть и позволяет сэкономить на графике, но в целом картинка кажется очень бедной. Игрокам, равно как и окружению, не хватает детализации. Движения и взаимодействия футболистов ощущаются чрезмерно дергаными и неестественными. Несмотря на старания разработчиков, вместо веселого и забойного футбола у них получилось весьма унылое зрелище.
Если вы в детстве играли в тактическую игру про капитана Цубасу на “восьмибитке” и ждете здесь нечто подобное, то увы, это игра не для вас. Captain Tsubasa: Rise of New Champions – это очень примитивный аркадный футбол с элементами RPG, созданный по мотивам популярной манги. Как и многие другие проекты по лицензиям у Bandai Namco, он сделан с прицелом на неискушенных казуальных игроков, поэтому тут нет глубокого геймплея или каких-то других интересных механик. Хотя если вы большой фанат манги, то к итоговой оценке можете добавить несколько баллов от себя.
Источник